Солнце и сила сплелись воедино

Художник Руслан Мазлоев возвел плетение циновок в ранг профессионального искусства

Сколько на озерах и болотах растет тростника! Впитывая тепло солнца, силу ветра и гибкость воды, этот неприметный дар природы в руках мастера становится послушным материалом, из которого рождаются удивительной красоты произведения. Корреспондент «СА» узнала о старинной технике создания циновок и их современном предназначении у художника Руслана Мазлоева.

Несмотря на относительно молодой возраст, 29-летний художник Руслан Мазлоев хорошо известен не только в родной Кабардино-Балкарии, но и за пределами Северного Кавказа. И хотя он профессионально занимается изобразительным искусством, в первую очередь имя Руслана Мазлоева ассоциируется с циновками-ардженами.

В старину циновка была не просто предметом интерьера в доме. Арджен сопровождал адыгов практически всю жизнь, от рождения до смерти. Им выстилали люльку для новорожденного. Для игр подросшего ребенка ее стелили на пол в качестве защиты от холода. Красивые и наиболее искусно сплетенные арджены вешали на стены дома в качестве украшения. Их использовали в качестве молельных ковриков, на них вешали оружие и музыкальные инструменты. Наконец, арджен сопровождал человека в последний путь — циновку оставляли вместе с усопшим в могиле.

Адыги создавали самые разнообразные циновки — по форме, орнаменту, цвету. О старинной истории этого ремесла свидетельствует циновка, обнаруженная в нальчикской подкурганной гробнице периода майкопской культуры III—II тысячелетий до нашей эры, которая считается самой древней на территории Северного Кавказа. Отголоски традиций чувствуются и в наши дни: простые циновки в быту выполняют утилитарную функцию. А вот циновки ручной работы, тем более изготовленные знающим мастером, — настоящее украшение дома.

Благодаря таланту художника Руслана Мазлоева древнее адыгское ремесло трансформировалось в совершенно новое, необычное и глубокое творчество. Руслан Мазлоев родился в селении Алтуд Кабардино-Балкарской Республики, где издревле бытовало ремесло плетения ардженов. Интерес к циновке молодому человеку привила мама — Фатима Мазлоева, от нее он почерпнул основные практические навыки. Вторым учителем можно назвать известного в Адыгее мастера, фольклориста Замудина Гучева, благодаря которому забытый промысел получил второе рождение на Северном Кавказе. По его книге «Искусство адыгской циновки», в которой исследователь собрал полную информацию по истории, методам и техникам создания ардженов, Руслан изучал теорию, которая очень пригодилась начинающему мастеру.

— Арджен плетется из рогоза, растущего по берегам рек, прудов, озер. Собирать его можно только в определенное время, летом и осенью, только тогда он будет пригоден для плетения, — рассказывает художник.

Рогоз в быту часто называют камышом, хотя это разные растения. Из камыша изготовить циновку не получится — он полый. А рогоз — гибкий и послушный. Только зная всю технологию создания циновок, можно понять, насколько это тяжелый труд не только интеллектуально, но и физически.

Руслан сам выбирает нужный рогоз, для чего приходится провести немало времени, стоя чуть ли не по пояс в воде, выбирая лучшие стебли. Собирать запас сырья приходится на год вперед. Затем сырье специальным образом высушивается и хранится на чердаке в мастерской. Прежде чем браться за дело, нужно продумать рисунок и композицию будущей работы. После этого мастер выбирает подходящие по длине и толщине стебли. От его замысла зависит, будет ли циновка однотонной либо цветной. Рогоз, собранный в разные месяцы, имеет разные оттенки: от светло-бежевого до темно-зеленого. Для окраски рогоза используется только природный материал, например, луковая шелуха и чай позволяют получить красноватые и коричневые тона. Именно от наличия цветных узоров в циновке зависит время ее изготовления: естественно, на цветные уходит чуть больше времени за счет осуществления сушки. Но пока окрашенные стебли высыхают, мастер переключается на другое направление.

Свободное от декоративно-прикладного искусства время он посвящает живописи. Выпускник колледжа дизайна КБГУ и факультета декоративно-прикладного искусства Кабардино-Балкарского университета, он изучал разные направления в искусстве — от классических до абстрактных, и постоянно пробует себя в чем-то новом. Только любовь к циновке остается неизменной. Но и в этом ремесле Руслан Мазлоев находит поле для экспериментов.

Искусствоведы в один голос отмечают, что неспроста в свои циновки Руслан Мазлоев вплетает «краски природы» — именно так отражается его талант живописца. Благодаря фантазии художника даже серый рогоз становится «речист и многословен». В однотонных циновках внимание привлекают фактура, композиция, формы и объем, а в полихромных — изысканное сочетание оттенков. Таким образом, с одной стороны, его полотна получаются минималистичными, а с другой — очень выразительными.

В родной республике у Руслана Мазлоева уже состоялось несколько персональных выставок. Одна из последних прошла в ноябре 2015 года в Нальчике, в Национальном музее КБР. Его произведения хранятся как в частных коллекциях, так и различных музеях России, в том числе и в Адыгее. В эти дни в Северокавказском филиале музея искусств народов Востока проходит персональная выставка «Импровизация» — уже вторая демонстрация работ Руслана Мазлоева в нашей республике. Первая выставка состоялась в 2012 году и называлась «Пространство». В «Импровизацию» включено около 40 произведений в жанре декоративно-прикладного искусства — именно так называют циновки мастера искусствоведы.

— Руслан Мазлоев не только подарил адыгской циновке второе рождение, но и сумел возвести народное ремесло предков в ранг профессионального искусства, — говорит искусствовед, научный сотрудник филиала Музея Востока Лариса Хуако.

Основываясь на традициях старинного национального ремесла, он создает вполне современные произведения, которые сегодня могут украсить любой интерьер. Квадратные и круглые — все работы выполнены в едином размере. Одни в однотонной гамме, другие в цвете, но каждая — с особенным узором. Мастер никогда не повторяется, поэтому каждая работа уникальна.

Он не занимается тиражированием и не идет по однажды пройденному пути. Название выставки — «Импровизация» — полностью соответствует содержанию. Сразу бросается в глаза отсутствие у работ названий. Это намеренный шаг автора, который дает право зрителю включить фантазию и увидеть что-то свое в загадочном сплетении стеблей.

— Руслан Мазлоев показал, как из однотонного, казалось бы, скучного материала благодаря цвету, композиции, перспективе, фактуре и, несомненно, фантазии можно достичь такого разнообразия, — отмечает заслуженный художник Адыгеи Абдулах Берсиров.

Молодежь, посетившая выставку, сошлась в едином мнении — действительно необычно, креативно и современно. Кстати, коммерческая прибыль для Руслана Мазлоева на первом месте не стоит.

 — Если тратить время на рекламу и продажи, то что останется на творчество? Хотя, конечно, хорошо, если находятся покупатели. Это говорит о том, что мое дело нужно людям, — считает мастер.

Дело, взращиваемое в Кабардино-Балкарии Русланом Мазлоевым, дает свои плоды. Он преподает студентам в Кабардино-Балкарском колледже дизайна, а также занимается традиционным плетением с детьми в кружках народного творчества. У Руслана подрастают двое детей. Старшему всего 3 года, но он уже частый гость в папиной мастерской и, хоть пока неумело, уже пытается переплетать стебельки рогоза... А значит, искусство создания циновок-ардженов будет развиваться, напоминая современникам о традициях и обычаях, завещанных предками. 

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.