Когда каждый день – преодоление

В прошлых номерах мы уже начали рассказывать историю инвалида I группы Анатолия Литвинова.

 

В этом году по его обращениям был установлен пандус у входа в Центр коммунальных услуг, расположенный по адресу: пр. Победа Революции, 128-к. В настоящее время ведется работа над его усовершенствованием, чтобы инвалиды могли беспрепятственно им воспользоваться.

Как признался Анатолий Петрович, раньше квитанции оплачивала его жена, инвалид второй группы. Но в последнее время у нее тоже появились проблемы с ногами, поэтому эти обязанности он взял на себя. Вообще, как говорит мужчина, проблемы с доступностью встречаются на пути у человека с ограниченными возможностями не редко.

Сам инвалид живет в центре города.

— Обычно езжу недалеко, но времени на поездку уходит в два раза больше, чем могло бы быть. Приходится объезжать труднодоступные места, чтобы не перевернуться и не упасть, — говорит А.П. Литвинов.

За долгие  годы он уже проложил свой определенный маршрут движения. Один из самых частых — дорога от проспекта Победа Революции до переулка Красный Шахтер.

— Неподалеку есть аптека. Там сделали культурный заезд, удобный подъем и крепкие поручни. Я здесь свободно могу заехать, а также развернуться и выехать обратно на тротуар. Вот это я понимаю — доступная среда! — подчеркивает Анатолий Петрович и продолжает, — я езжу сюда с удовольствием. Не знаю, может тут и дороже, чем в других аптеках. Но сюда я могу заехать сам.

 Многие спрашивают у инвалида: «Зачем самому ездить и так напрягаться?» и предлагают воспользоваться помощью социального работника.

— Зачем нагружать человека? Когда я в состоянии сам заехать, поговорить, купить, привезти, — недоумевает мой собеседник. — Мне это в удовольствие. Это ведь моя жизнь. Даже если и приходится проводить ее в инвалидном кресле.

Анатолий Петрович вызвался меня проводить до редакции, а заодно и показать, с какими  трудностями ему приходится сталкиваться в центре города. Как оказалось, даже тротуар может стать препятствием для человека с ограниченными возможностями.

— Здесь хороший съезд. Но продолжить движение вновь по прямой невозможно — высокий бордюрный камень. Если даже кто-нибудь из прохожих затолкает коляску, я дальше не смогу съехать — опять бордюр. Правда, в некоторых местах получается заезжать задним ходом, — объясняет мне собеседник по мере движения по центральному проспекту города.

Пересекаем проезжую часть по пешеходному переходу в районе остановки общественного транспорта. Чтобы попасть на тротуар, инвалид доезжает до конца  пятиэтажного дома, преодолевая  несколько метров, чтобы въехать на пологую дорогу.

— Раньше здесь была стоянка машины. Однажды я предупредил, что это — единственный путь проезда для инвалидов и мам с детскими колясками, и попросил не оставлять там автомобиль, — рассказывает А.П. Литвинов. — Раньше ездил через двор этого дома, но потом жильцы проход закрыли.

Доезжаем до супермаркета и тут — новое препятствие. Облагороженная тротуарной плиткой территория заканчивается за пределами магазина. А дальше внушительный перепад на дороге.

— Остальная часть никому оказалась не нужна и все оставили, как есть. Иногда помогают добросердечные люди, — объясняет мужчина.

В противном случае он возвращается к тротуару вдоль проезжей части.

— Это хорошо, что у меня электронная коляска. Это ж какие надо иметь железные руки, чтобы ездить по нашим дорогам! У меня была раньше ручная, но уже и силы, и возраст не те, — говорит он.

Проехав несколько десятков лишних метров, поворачиваем на улицу Шевченко. Через несколько минут инвалид съезжает на проезжую часть — на пути высокий бордюр. Автомобилисты, завидя нас, притормаживают и пропускают.  Как оказалось, часть пути инвалид вынужден преодолевать по проезжей части. Некоторые водители, видя на «встречке» или рядом с собой инвалидную коляску, бывает, возмущаются. Мол, выбрал себе дорогу, когда есть тротуар. Но большинство относится с пониманием.

— Вот, возле прокуратуры сделан удобный заезд и выезд, — отмечает инвалид и поворачивает на переулок Красный Шахтер. — Когда строили этот торговый центр, я просил, чтобы предусмотрели какой-нибудь въезд для нас, колясочников. Мне ответили, что будет все сделано.  Пандус недавно появился. И лифт есть внутри. Но вниз, к продуктовому супермаркету, он не спускается. Зачем мне бытовая техника? А за продуктами я езжу каждый день.

Тем не менее, как рассказывает Анатолий Литвинов, предприниматели, которые в последнее время открывают торговые павильоны, относятся к их  доступности уже по-иному. Во многих из них предусмотрены  удобные заезды, широкие двери, отсутствие порогов.

— А вот это новый салон связи, который недавно открылся. Прекрасно открывается широкая дверь. Я сюда уже заезжал, общался с сотрудниками, — отмечает он.

Как оказалось, инвалида неудобства подстерегают и около многоквартирного дома, где он живет. Чтобы попасть на новую ровную асфальтированную дорогу, ему нужно преодолеть яму. Поворачиваясь, он заезжает задним ходом и объясняет: «Чтобы не упасть».

— Вот мой дом. Мне повезло, что заезд здесь ровный, без ступеней. Я живу на первом этаже, поэтому до двери моей квартиры мне нужно преодолеть еще шесть ступеней. Оставляю коляску внизу и потихоньку с помощью костылей поднимаюсь, — объясняет мне мой провожатый.

В подъезде он сделал специальный бокс, где хранится инвалидная коляска, чтобы не украли его единственный транспорт.

Пройдя вместе с Анатолием Петровичем его извилистый путь, оказалось, что времени на дорогу затрачено в несколько раз больше, чем если бы я прошла этот же маршрут напрямую.

Пока верстался номер, в адрес редакции пришел официальный ответ от директора ООО «ЦКУ» Марины Кожевиной:

— В рамках реализации федерального проекта «Доступная среда» для удобного входа инвалидов-колясочников в территориальный пункт оплаты за услуги ЖКХ по адресу: пр. Победа Революции, 128-к, изготовлен пандус. Затем конструкция была переделана — стала шире, уменьшен угол подъема. Сейчас ведутся работы по приобретению материалов и разработке технических условий для установки перил. Осложнения, возникающие при проведении работ, резонно обоснованы тем, что участок по приему платежей для удобства горожан был создан на центральной улице города,  в районе центральной транспортно-пассажирской развязки, и занимает часть здания, которое оснащено коммуникациями. Все производимые изменения носят характер реконструкции уже существующего объекта с выходом на пешеходную зону.

Приносим свои извинения за доставленные неудобства жителям города.

Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»     СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и др.групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

В частности, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Лариса Брюховецкая,

директор департамента труда и социального развития

города Шахты:

— Муниципальная программа «Доступная среда» реализуется с 2011 года. В городе Шахты проживает 31 990 инвалидов. Из них с заболеванием опорно-двигательного аппарата — 865 человек, инвалидов-колясочников — 353 человека. В прошлом году было проведено обследование жилых домов, в основном многоквартирных, где проживают люди с ограниченными возможностями, вынужденные передвигаться в инвалидном кресле. Было выявлено, что адаптированию подлежат 34 подъезда. Однако дома более старой постройки исключают подобные строительные работы. Поэтому въезды только 17 подъездов оснастят пандусами за счет финансирования из резервного фонда администрации Ростовской области. Помимо этого в  городе выделены, в основном, муниципальные организации объектов социальной инфраструктуры, подлежащие первоочередной адаптации.  Была проведена их паспортизация на предмет доступности, утвержден график. В 2013 году в этот перечень вошли 27 объектов в сфере культуры, образования, физического спорта, здравоохранения. В этом году к ним добавились МАУ «МФЦ», шесть детских садов, Станция юных техников  и Городской Дом детского творчества.

Существует определенный свод  правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которыми должны руководствоваться специалисты во время строительных работ, например, установки пандусов.  В Шахтах создана межведомственная комиссия по формированию доступной среды для жизнедеятельности инвалидов, которая проверяет соответствие нормам уже адаптированные здания. Все организации, обращающиеся в департамент за согласованием проектов, которым мы даем рекомендации, стараются их выполнять. Независимо от того, бюджетная это организация или коммерческая. Так, недавно по обращению шахтинского общества инвалидов была проверена аптека. После нашего визита кнопка вызова была перенесена ниже и переделан пандус.

В этом году в программу «Доступная среда» вошел Дворец торжественных обрядов отдела ЗАГС города Шахты. На его адаптирование предусмотрено выделение 57 тысяч рублей. Уже прошли конкурсные мероприятия, определился подрядчик, и к середине июля на входе должен появиться пандус.

Муниципальная программа рассчитана на период до 2020 года.

Валентина Сухова,

руководитель Шахтинского общества инвалидов:

— В нашем обществе состоит на учете 270 инвалидов, из них пять инвалидов-колясочников. И каждый из них сталкивается с проблемой недоступности. Одно из последних заявлений поступило в конце мая от ветерана труда, инвалида I группы Лоры Димовой. У нее нет возможности выйти на улицу, поскольку она  передвигается в инвалидной коляске, а подъезд не оборудован пандусом. На обращение с просьбой решить эту проблему в управляющей компании ей отказали, сославшись на превышающий допустимый по норме уклон ступеней. А человек хочет чувствовать себя полноценным членом общества. Несколько месяцев назад к нам обратился 38-летний Андрей Голубев. Мужчина оказался прикованным к креслу из-за травмы во время  выполнения строительных работ. Он не то что в аптеку не мог попасть из-за отсутствия пандуса, он не смог заехать в поликлинику, где необходимо было сдать анализы. Его коляска просто не смогла проехать в двери, поэтому лаборант брала анализы у него вне лаборатории. После этого случая несколько лет назад проходы были расширены. В настоящее время Андрей обратился ко мне с просьбой о трудоустройстве. Но, как показывает практика, для инвалидов-колясочников найти работу, если она не  удаленная, очень проблематично. Однако мужчина не отчаивается. Оказавшись в кресле с ручным приводом, он хочет переделать его в электрический. И в будущем планирует взяться ремонтировать и другие инвалидные коляски. На дому он может делать табуретки. Главное, чтобы были заказчики и материалы для работы.

В нашем городе создана межведомственная комиссия по формированию доступной среды для жизнедеятельности инвалидов, в которую вхожу и я. После каждого осмотра здания на предмет доступности составляются акты и выносятся рекомендации по устранению тех или иных недостатков. Однако, как показывает практика, их выполняют частично. Например, установят пандус, но не предусмотрят поручни. Хотелось бы, чтобы все делалось для инвалидов в строгом соответствии с установленными нормами.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.