До полиса ОСАГО как до Северного полюса

В столице Адыгеи автовладельцы вновь жалуются на проблему получения полиса ОСАГО

 

Еще 3-4 года назад в любой страховой компании можно было без проблем оформить полис ОСАГО день в день. Но за последние два года с этим периодически возникают проблемы. То бланки полисов отсутствуют, то дополнительные страховки навязываются, то двери офисов сутками «оккупируют» временно «безлошадные» автовладельцы. И на протяжении последних двух лет владельцев авто лихорадит только при одном слове ОСАГО, которое уже приобрело, пожалуй, ругательный оттенок.

Наша газета, начиная с 2014 года, неоднократно поднимала эту проблему: в материале «В кругу автострахового ада» («СА» №204 от 25.10.2014 года) и других. Такой ажиотаж возникает несмотря на то, что расценки на ОСАГО с прошлого года выросли уже вдвое. Жители столицы вновь столкнулись с проблемой при оформлении страхового полиса на автомобиль. Чтобы проверить, действительно ли назрела острая ситуация, корреспондент «СА» под видом клиента побывал в офисах действующих в Майкопе страховых компаний.

Первый же офис удивляет отсутствием очереди. Но, оказывается, радоваться нечему: сотрудники стали уверять, что «зависла» компьютерная программа и в ближайшие дни они вряд ли смогут оформить страховые полисы. Посоветовали обратиться в другие компании и даже заботливо выдали листочек с адресами и телефонами действующих в городе офисов. Кстати, при последующих визитах в эту страховую также странным образом программа «висла» и продолжает «висеть» до сих пор. Солгали нам или же действительно в программе сбой — у журналистов нет полномочий это проверить.

Итак, в Майкопе полисы ОСАГО выдают компании «Альфастрахование», «Эни», «ВСК», «Согласие», «Росгосстрах», «Ингосстрах». Идем по одному из указанных адресов, в так называемую в столице «старую баню», но встречаем пессимистичную надпись на дверях: «Страховой компании на 2 этаже нет». Поднимаемся на второй этаж, чтобы проверить: действительно, нет. Пробиваем офис по интернету: везде указан именно этот адрес. На имеющиеся телефоны также никто не отвечает. Где сейчас эта компания, видимо, выясняют владельцы застрахованных в ней авто.

В ближайшем к редакции офисе — очередь по записи. На двери висит листок с фамилиями. Сидящие в очереди сами контролируют, как бы кто «чужой» не проскочил. Первые в очереди люди пришли сюда затемно и стояли под запертыми дверями с 6 утра. Зато к обеду уже вышли с полисами. Радостные, как будто им документы бесплатно выдали! Оставшаяся очередь провожает счастливчиков завистливыми взглядами.

Корреспондент «СА» тоже записался: в 9 утра стал 30-м в списке. Заглянув сюда же в 15 часов, выясняем, что к этому времени полис получил только 7-й человек. А на завтра этот список будет уже недействительным! Надо вновь приходить и записываться. И ведь люди приходят, записываются, ждут. Другого выхода нет — без полиса ОСАГО эксплуатация транспортного средства запрещена. Кто рискнет, может попасть под штрафные санкции сотрудников ГИБДД.

Проверяем другие офисы. Звоним по указанным номерам:

— Вы полисы ОСАГО оформляете?

— Да, приезжайте, у нас живая очередь.

Приезжаем и видим, что очередь на самом деле не живая, а полумертвая. То есть движется, но очень медленно. Также под дверью около 20 человек, которые наивно надеются управиться за один день… В четвертом офисе нам зачем-то сразу предложили оставить копии всех документов — паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации технического средства и документа о техосмотре. Не предоставишь — в очередь не поставят.

— А зачем вам документы заранее? Может, я в другой компании раньше успею оформить полис? — задаю логичный вопрос.

Вместо ответа журналисту грубовато предлагают не отвлекать сотрудников и покинуть помещение, если эти условия не устраивают. Еще в одном офисе также действует предварительная запись. Но по телефону это сделать нельзя, нужно приехать лично. Ближайшее свободное время предлагают через 3 недели. Уговоры и давление на жалость — мол, срок полиса истекает через 3 дня — не действуют.

— Что ж вы раньше не пришли! По закону можно оформлять страховку за месяц до истечения предыдущей, — сочувственно говорят сотрудницы.

Но разве это нормальное положение вещей? Ненавязчиво интересуемся, не в курсе ли они, почему такая «засада».

— У нас такое впечатление, что мы одни в городе ОСАГО оформляем! В день до 50 штук! Может, у других расценки выше? — предполагают сотрудницы страховой компании.

Нет, расценки на ОСАГО во всех страховых примерно одинаковы. Самый простой способ посчитать примерную стоимость — умножить на два прошлогоднюю страховку. Или посчитать через онлайн-калькулятор. Кстати, стоимость полиса ОСАГО немаленькая. Владелец ВАЗа не первой свежести посетовал, что отдал 7 тысяч рублей, хотя в прошлом году укладывался в 3,5 тысячи.

— Когда оформлять шел, денег было жалко. Зато, когда два дня простоял в очередях, понял, что и больше бы заплатил, лишь бы не остаться без права на вождение автомобиля, — поделился мужчина.

Настроения у автовладельцев, штурмующих офисы страховых компаний, одинаковые.

— Почему государство не вмешивается? Где наши доблестные органы, почему не выведут на чистую воду этих дельцов? Сколько можно издеваться над водителями! — возмущаются принудительно «безлошадные» майкопчане.

Однако на вопрос, почему они не обращаются с заявлениями в соответствующие органы, ответ тоже у всех один. Никто не хочет тратить личное время и нервы на разбирательства, зато готовы не то что часами — неделями сидеть в очередях в ожидании ОСАГО. Сидеть, вместо того чтобы ехать. И неизвестно, сколько еще они просидят.

И еще один важный момент. Почему-то ни в одном офисе не подсказали, что в настоящее время законодательство позволяет оформлять полисы ОСАГО через интернет — так называемые е-ОСАГО. Выбираете страховую компанию, вносите необходимые данные о машине и владельце. Предварительная проверка через базу данных не занимает много времени. Тут же онлайн совершаете оплату с помощью банковской карты или платежной системы, затем распечатываете на принтере готовый полис. Полис абсолютно законный и по подлинности ничем не отличается от выданного на фирменном бланке «собрата». Все, машина застрахована.

Правда, с оформлением электронной страховки тоже могут возникнуть сложности. Во-первых, у человека должен быть доступ к компьютеру и интернету, во-вторых, все данные в «бумажных» документах должны совпадать с данными, внесенными в базу предыдущими страховщиками. И если будут выявлены несоответствия, то система выдаст ошибку. Именно с ошибкой при оформлении электронного полиса столкнулась, пожалуй, четвертая часть тех, кто офлайн сидит под дверью офисов. Говорят, помучились несколько дней у компьютера и решили не терять времени.

Но, несмотря на все сложности, по данным портала osagoonline.info, только за февраль 2016 года в Республике Адыгея через интернет было оформлено 779 полисов ОСАГО. Кстати, у наших соседей в Краснодарском крае ситуация не лучше. Как выяснилось из рассказов автовладельцев, попытавшихся оформить полисы в крае, эти попытки не увенчались успехом. Наши очереди, оказывается, еще цветочки. При этом Краснодарский край в лидерах по онлайн-оформлению ОСАГО и занимает первую строчку в данных за февраль с 17333 электронными полисами. Всего в России такой услугой на 1 февраля 2016 года воспользовались более 100 тысяч человек. Надеемся, публикация в «СА» не останется незамеченной прокуратурой и антимонопольной службой, и соответствующие проверки выявят, из-за чего этот насущный бытовой вопрос вновь стал проблемным. По закону о рекламе мы не публикуем названия проблемных офисов, однако данные имеются в редакции. 

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.