Орлеанская дева в Ростове

Сегодня Ростовский музыкальный театр завершает 85-й сезон грандиозной премьерой «Жанна д’Арк». Постановка незаслуженно мало известного шедевра Джузеппе Верди обещает стать событием всероссийского масштаба: «Жанну д’Арк» до этого не ставил ни один из театров страны.

Эта опера стала седьмой из более 30, созданных Верди. Молодой, 32-летний мастер в качестве сюжета избрал героическую драму Фридриха Шиллера «Орлеанская дева», в которой речь шла о жизни и судьбе Жанны д’Арк, национальной героини Франции, одной из командующих войсками в Столетней войне. Опера многогранна, одна из главных тем — женщина и ее тяжелая судьба. Другая линия — любовь Жанны и короля Карла VII. Она разрывается между чувством долга христианской невесты и зовом плоти. Еще одна линия — история взаимоотношений девы с отцом, его предательство во имя веры. Фанатики — это страшно, где бы то ни было, в политике, в экономике или в семье и религии. Именно отец Жанны — религиозный фанатик Джакомо — обвиняет ее в измене долгу, предназначению и обвиняет в еретизме. Народ проклинает д евушку и изгоняет ее из города; Жанна попадает в плен к англичанам. В финале отец понимает весь ужас содеянного, потому что Жанна гибнет и по его воле тоже.

— То были Смутные времена во Франции, когда стране понадобился герой. Пускай это оказалась девочка.  В чем-то ведунья, по-нашему, знахарка, она чувствует какие-то параллельные миры — и вдруг превращается в деву-воина, способную повести за собой. Сегодня нам тоже нужен национальный герой, и в этом я вижу актуальность этой драмы, — говорит режиссер-постановщик спектакля, народный артист России Юрий Александров.

Музыка в этой ранней работе композитора необычайно эффектна и сложна, и вместе с тем прекрасна, грандиозные массовые сцены поражают мощью и силой звукового объема. Технически сложны и виртуозны партии солистов.

У Александрова работает сразу несколько составов артистов. Главную героиню играют Наталья Дмитриевская, Марианна Закарян, Екатерина Краснова, Анна Шаповалова. «Они все разные, — говорит режиссер. — У одной голос лирический, у другой драматический, и нужно обыграть это. Концепция режиссера — не резиновая шапочка, которую нужно одеть на каждого». В роли Карла VII — Виталий Козин, Александр Лейченков, Сергей Маньковский, Виталий Ревякин. Отца Жанны, религиозного фанатика Джакомо играют Артур Ачылов, заслуженный артист России Петр Макаров, Валерий Храпонов, Павел Краснов.

— Артисты играют самих себя, становясь с героями чуть бесстрашнее, чуть искреннее и драматичнее. Мы будем играть честно, споем очень сложную музыку, — признается Александров. — Театру давно хотелось иметь в  репертуаре такую вещь — интересную, мощную, и сейчас, к величайшему счастью, она попала к нам в руки. Удивительно, почему до сих пор она не была популярна — наверное, от нашей косности? Мы все находимся в состоянии эйфории от этого материала.

Дирижер-постановщик — заслуженный артист России Андрей Аниханов и художник-постановщик — народный художник России Вячеслав Окунев создают пространство сцены, заполненное мрачным великолепием готической архитектуры с узнаваемыми очертаниями фасадов и витражами знаменитых соборов. Воины-латники в настоящих доспехах, пушки, флаги, огромное количество скульптур, над которыми месяцы трудился весь бутафорский цех, расписывал их вручную, искусственно застаривал. В спектакле подчеркнуты свойственные Средневековью, его мироощущению черты мистерии — в опере появляются борющиеся за душу Жанны ангелы и демоны, и роденовские белоснежные пары, и бесы; легко прослеживается и крестный путь главной героини, через покаяние и жертву заслужившей прощение. Всю жизнь человек мечется между соблазном-сатаной и святостью-ангелом. И в этом, наверное, вековая современность произведения.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.