Рецензия на фильм Вуди Аллена «Светская Жизнь»

Аллен словно говорит нам: снимай кино так, будто это твой  последний фильм. И однажды так оно и выйдет.

Написав эту строчку, я подумал, что для рецензий этот подход не подойдет: каждый раз будет получаться завещание.

Фильмы Аллена, которые выходят чаще, чем у моего друга (ага, друга!) бывает секс, заставляют поверить если не в человечество, то в человека. Аллен как Сизиф: закатив очередную премьеру, он тут же начинает работы над следующим фильмом. Готов поспорить, что сейчас, там, у себя в Нью-Йорке, он уже на середине нового сценария.

Но давайте поговорим о свежем фильме.

Да, давайте поговорим, видите, я и пытаюсь оттянуть этот неловкий момент, и с другой стороны, приближаю его с каждым новым словом. Диалектика жизни. День рождения, который вы так ждали, в тоже время приближает вас к небытию. Мне нравится это нейтральное «небытие», хотя в жаркий летний день слово «могила» звучит освежающе прохладно.

Итак. Фильм, который вам стоит посмотреть, если вы давний фанат Вуди Аллена, и который смотреть не стоит, если вы никогда не видели ни одного его фильма.  Я бы даже ввел возрастное ограничение: 25+. Потому что, если вам меньше 25, вы просто не поймете, о чем Аллен пытается вам сказать. Не въедете, не просечете фишку. Не прокоцаете, не врубитесь. Врубились?

 

Вот одна из тем новой ленты: в жизни все бывает. Не зависимо о того, светская она, или нет.

Дядя и племянник могут стать соперниками в любовной гонке, а бизнесмен долгие годы может крутить роман с сестрой жены, и та ничего не узнает. В смысле жена, а впрочем, чем черт не шутит, может, не узнает и сестра.

Из этой банальности Аллен умудряется выжать и интересную историю (чаще всего), и пару философских идей.

.

Посмотрев «Светскую жизнь», вы узнаете что:

1. Любить можно и двух людей одновременно.

2. Если человек не понимает с первого раза, вести с ним переговоры просто бесполезно.

3. Поменять религию можно и в самом конце жизни, если вам так больше нравится.

Пока вы осмысляете всю глубину этих идей, пойду, сварю себе кофе.

 

Несомненно, мне этот фильм понравился. Видите, это  такой аутотренинг. «Мне нравится это кино, мне нравится это кино». Папа пришел пьяный под утро, но все равно мы его любим. Аллену 80 лет, в конце концов, вы представляете, какую пенсию бы получал Вуди, если бы жил в России?

Да, этот фильм заканчивается на самом интересном месте. Как чаще всего бывает и с жизнью. Если продолжать искать сходство, метафору и блуждать тайными тропами (потому что я их вечно путаю, эти тропы), если искать сходство «Жизни» с жизнью, оказывается, что она:

1. непредсказуема

2. не познаваема

3. не укладывается в шаблон.

Зато ее можно как бы структурировать,

1. расписав по этим удобненьким пунктам,

2. разложив по полочкам

И тогда она будет менее пугающей, хотя и не более понятной.

Кроме всей этой замечательной философии  есть кое-то еще:

Да, актеры. Прекрасный бэмбиподобный Айзенберг. Восхитительная Блейк Лайвли — где, скажите на милость, Вуди Аллен находит таких женщин? Стив Карелл, которого вы видели в Эване и Брюсе Всемогущих. И не слышали в «Гадком Я» из-за дубляжа. И Кристен Свон, тьфу, то есть Стюарт, известная как девушка с каменным лицом из Сумерек. У Вуди Аллена она даже смеется. Вообще, мне кажется, один из талантов Вуди Аллена — он позволяет актерам по-настоящему жить на съемочной площадке.

И атмосфера фильма — ну важна для меня атмосфера. Думаю, можно было бы проделать веселый эксперимент, взяв и перемешав «Светскую жизнь» с фильмом «Гений». Неудивительно, как в старой хорошей песне у этих фильмов — огромное небо Нью-Йорка, одно на двоих. Плюс, те же 30-е годы, и конечно же джаз и лиловый негр на контрабасе в сигарном дыму.

И да, операторская работа. Оскароносный Витторио Стораро, на минуточку, он снял «Апокалипсис сегодня» и «Последнего императора», и это просто гениальная картинка, пусть порой и кажется, что снятая на домашнюю видеокамеру.

Да, имена. Много забытых имен позолоченого века, из которых самые известные — Рудольф Валентино (его письмо подарили в качестве валентинки), и Дэвид Уорк Гриффит. И мне кажется, среднестатистическому жителю Аризоны они знакомы не больше, чем обитателям Нечерноземья. Это, несомненно, роднит. Не вполне понятно, кого и с чем.  Так, всех жителей земли, от глубины двух метров до поверхностного натяжения поп-культуры.

И еще. Выйдя из зала, я сказал себе: хороший фильм, но смотреть второй раз я бы его не стал. А сейчас — понимаю, что хочу снова его увидеть.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.