Творить искусство могут лишь избранные, любить искусство может каждый человек

Самое  дорогое и ценное, что у нас есть — это дети. Родителям хочется видеть своих детей счастливыми, умными, смелыми, успешными, уверенными людьми, с легкостью шагающими по жизни.  А ведь все это начинается в детстве.

 Каждый ребенок  стремится к творчеству и движению: это приносит детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и творческое развитие.

Знаменитый поэт В.А. Жуковский писал: «Третья способность души после ума и воли — творчество». Обучение в детских школах искусств, в художественных школах, получение художественного и эстетического воспитания, дает возможность ребенку ощутить радость творчества. 

Детская школа искусств сельского поселения Анзорей в этом году отмечает свой 55 летний юбилей. Для истории это всего лишь миг, а для многих поколений выпускников и преподавателей это незабываемое событие, которое дарит прекрасные воспоминания о ярких буднях и открывает новые страницы творческой деятельности. Школа искусств — это целая планета разнообразных знаний о мире творческой деятельности, где десятки и сотни воспитанников получают удачный старт для дальнейшей жизни. Это  интересный, яркий, наполненный  вдохновением и творчеством уголок. Здесь создана атмосфера комфорта и уюта, есть возможность максимально реализовать себя в любимом деле, проявить свои способности и таланты. Здесь с радостью встречает новых учеников и с грустью провожает выпускников. Неизменным остается только одно: любовь и преданность преподавателей к выбранной профессии. Это великий дар принимать и любить каждого своего ученика, отдавать ему частичку своего сердца, вводить его в мир культуры и искусства.

Рита Хатуевна Нагоева возглавляет школу вот уже 44 года, и на протяжении всего этого времени она отдает свои знания, опыт и труд любимому делу. Надо сказать, трудному делу. Вся ее жизнь — пример преданного служения искусству, любви к детям, радости за успехи воспитанников школы. Будучи подростком, она прекрасно запомнила Афанасьева Виталия Георгиевича, который открыл в селе первую музыкальную школу с двумя отделениями — фортепиано и баян. Не смотря на небольшой спектр оказываемых услуг, школа была очень популярна и востребована.  Чуть позже школу перенесли в здание интерната, а когда это здание признали аварийным, школе выделили помещение в Доме культуры. Через определенное время было принято решение о строительстве пристройки к зданию ДК, которое начало функционировать в 1985 году. Здесь и сегодня располагается детская школа искусств.   

                В 2007 году школа была реорганизована в «Детскую школу искусств» к музыкальному отделению присоединились отделения изобразительного искусства и хореографии. Это позволило значительно увеличить контингент обучающихся, а так же предоставить населению более широкий спектр образовательных услуг, способствующих разностороннему эстетическому развитию.

Конечно, проблемных вопросов немало — требуются новые музыкальные инструменты, необходимо оснастить полностью библиотеку и фонотеку,   постоянно нужны костюмы для хоровых и хореографических коллективов, но руководство школы, ее коллектив делает акцент на успехах детей. Миссия учреждения — в творческом самоопределении детей с учётом их способностей и склонностей, и если удается увлечь хотя бы одного ребенка — это уже большое достижение. В школе сегодня обучаются 100 детей — увлеченных, любящих искусство и творчество, готовых узнавать что-то новое и нужное. С прошлого года ДШИ перешла на предпрофессиональное образование. Требований стало больше, увеличился срок обучения. Обучение в стенах школы начинается с 6,5 лет. И чем раньше они приступят к программе, тем легче будет усваиваться сложный теоретический и практический материал.

— Мы начинали работать в непростых условиях, — говорит Рита Нагоева, — и на протяжении этих лет мы прилагали все усилия к достижению  главной задачи — чтобы в глазах детей не угасал интерес к творчеству и искусству.  Сегодня я с уверенностью могу сказать, что очень довольна коллективом: каждый педагог чувствует личную ответственность за нашу общую работу, каждый старается привнести что-то новое и интересное в свое направление работы. А самая главная награда для нас — это видеть, как меняются дети, как они растут, узнавая что-то новое и интересное каждый день.

На сегодняшний день в детской школе искусств функционирует несколько направлений деятельности. Это художественное отделение с учебными площадками в сельских поселениях Хатуей и Второй Лескен, хореография с классическим уклоном, музыкальное отделение — фортепиано и национальная гармонь. Деятельность школы не ограничивается рамками учебной работы. Наряду с уроками, различными видами академических концертов, технических зачетов, художественных выставок, методической работы, коллектив школы ведет просветительскую работу в детских садах, общеобразовательных школах, постоянно выступает на различных концертных площадках села и района. Внеклассные мероприятия, а это поездки на концерты, спектакли, на пленэр, играют неоценимую роль в сближении учащихся с преподавателями, со своими сверстниками.

Говорят, что без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными. Преподаватели детской школы искусств сельского поселения Анзорей не только прекрасно владеют своим направлениям деятельности: самое главное — их любят дети, они тянутся не только к новым знаниям, но и к своим педагогам.  

 В художественном отделении ДШИ преподают Лариса Макоева, Заурби Тарчоков и Надежда Ахаева.  День за днём они шлифуют и гранят дарования юных художников в поисках настоящих талантов. Приобщая детей к секретам мастерства, педагоги стараются раскрепостить ребят. В тоже время они не прогнозируют станет ли ребенок художником или нет. Тем радостнее  в некоторых из них открывать настоящий дар. Выражается это по-разному и в необычной работоспособности и в особом видении мира. Особо одаренные дети становятся гордостью отделения. Несмотря на достигнутые успехи, преподаватели и учащиеся отделения не останавливаются в своем развитии и находятся в постоянном творческом поиске. ребята с удовольствием ежедневно переступают порог школы, зная, что получат очередной заряд вдохновения и любви и поднимутся ступенькой выше на пути к духовному совершенству. А преподавателям доставляет большое удовольствие не только возможность передать свое мастерство и опыт, но и общение со всеми учениками вне зависимости от их таланта и способностей, которые, кстати, могут раскрыться и проявить себя с самой неожиданной стороны и в любой момент.

Хореография — зрелищное искусство, где существенное значение имеет не только временная, но и пространственная композиции танца, зримый облик танцующих. В школе искусств детям преподают хореографию с классическим уклоном, что считается одним из самых трудных направлений в танце. Преподаватель хореографии Татьяна Кайцукова — педагог с большим опытом работы и профессиональным багажом. Классическая хореография требует максимальной самоотдачи, упорной работы над собой, своим телом и характером. Здесь трудно добиться результата без преодоления своего «не могу». Конечно, не все в дальнейшей жизни связывают свою жизнь с танцевальным искусством, но, на мой взгляд, таких людей сразу узнаешь по манере держаться, пластике движений, гибкости и изящности.

Фортепиано — это общее название струнно-клавишных инструментов, к которым относятся рояли и пианино. Мощь и нежность звучания этого чудесного инструмента завоевали ему признательность и любовь слушателей. Преподают фортепиано влюбленные в свою профессию педагоги — Людмила Жиругова и Фатима Бесланеева. Они прекрасно владеют секретами своего мастерства, и знают, как заинтересовать ребёнка на начальном этапе знакомства с музыкой, как ввести его в этот сложный, но и, одновременно, очень разнообразный и интересный мир, не спугнуть его на первых шагах. А потом ребенок втягивается в процесс, и после окончания уроков в основной общеобразовательной школе, он спешит в мир музыки, творчества и искусства.

Неотъемлемым компонентом культуры народа, помимо национальных обычаев, традиций, быта, являются музыка и музыкальные инструменты. По национальной  гармошке можно изучать историю нашего народа, услышать душу предков. Льющаяся под пальцами гармониста музыка рождалась из чувств и эмоций, из раздумий о жизни и любви. Азам игры на национальной гармонии детей в ДШИ обучает Заур Карданов. Сегодня очень важно сохранить и передать новым поколениям наши духовные и культурные ценности, обеспечить преемственность традиций исполнительства на национальной гармонике. Дети, обучаясь игре на гармони, впитывают в себя национальный дух и традиции народа.

         Для детей также важно усвоить теоретическую часть образовательной программы. Теорию воспитанникам детской школы искусств преподает Люсена Макоева. Кроме того, она является концертмейстером, и прекрасно справляется со своими обязанностями.    

За долгую и интересную историю своего творческого становления и развития детская школа искусств стала значимым звеном в системе образования в сфере культуры. Учащиеся школы — активные участники, дипломанты и лауреаты многочисленных исполнительских конкурсов, фестивалей, художественных выставок республиканского, регионального и международного уровня.

Выпускники школы работают в Государственном музыкальном театре города Нальчика, в Кабардино-Балкарской государственной филармонии, в СКГИИ, в педагогическом колледже, в Русском музее изобразительных искусств Санкт — Петербурга. Еще многие избрали профессиональный путь в искусстве и проходят обучение в Москве, Санкт — Петербурге, Ростове, Саратове, Владикавказе, Нальчике.

  Все это позволяет надеяться, что впереди у детской школы искусств — долгая, насыщенная и творческая жизнь, много новых воспитанников, увлеченных искусством, и много побед!  Именно этого мы и желаем увлеченному коллективу и их талантливым воспитанникам.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.