Кто незаконно зарабатывает на придорожном бизнесе вдоль московской трассы

Цифра «восемь» у китайцев означает удачу. А сочетание трех восьмерок считается и вовсе чем-то сакральным. А вот в Иловлинском районе Волгоградской области число 888 стало синонимом бардака, который на протяжении многих лет творится на трассе М6 «Москва — Волгоград». Стихийный самострой на московской трассе возле поселка Иловля образовался еще в 90-е годы. Когда-то здесь была просто стоянка для грузового автотранспорта с небольшим набором услуг — кафе и придорожная гостиница. Со временем возле этих строений стала появляться торговля — пирожками, вязаными вещами и прочим товаром. Выросли точки общепита. И — бизнес пошел.

Ежедневно здесь останавливаются сотни, если не тысячи водителей и путешественников — это оживленный коридор «север-юг». Казалось бы, прекрасное доходное место для небогатого района: получай прибыль в бюджет и контролируй, чтобы соблюдался закон.

Но вместо легального придорожного сервера на 888?м километре московской трассы получился самовольный «Крест» — так местные жители называют стихийный рынок на пересечении дорог.

– Это самое злачное место у нас, которое, по?моему, контролируют бандиты, — говорит мужчина, который, узнав, что общается с журналистами, сразу машет руками и наотрез отказывается называть себя. — Что вы! Я вам сейчас скажу, а потом ко мне придут… Кто? А сами не догадываетесь?

Обложили данью

Догадаться о том, «кто может прийти», несложно — особенно после рассказов людей, разъяснивших правила работы «Креста».

– К нам в организацию неоднократно обращались предприниматели с жалобами, — комментирует руководитель общественной организации «Волгоградский антикоррупционный комитет» Евгений Олейников. — Люди говорили, что им под угрозой физической расправы предлагали оформить фиктивные сделки по купле-продаже их павильонов. А затем взять в аренду свои же помещения. Зачем? Чтобы рынок не снесли. Торговцам объяснили, что, мол, все строения на этом участке возведены незаконно и объекты могут снести. Чтобы этого не произошло, некие благодетели предложили свои услуги — «договориться с кем надо, чтобы все было хорошо».

И, видимо, договорились. Потому что рынок до сих пор работает, а предприниматели платят ежемесячную аренду. По их словам, наличными и без лишних документов. Кому? Тем, «кто решает вопросы».

При этом люди уверяют — с оформлением земли не все в порядке и разобраться с арендодателями, собирающими дань с придорожных палаток, можно легко. Но, как выяснилось, в «иловлинской слободке» не все так просто.

Неласковая «Русь»

Однажды, пытаясь навести порядок, этот рынок уже пытались закрыть. Но свято место пусто не бывает. На «Кресте» появилась новая управляющая компания. Землю по обе стороны от трассы на участке «888-й км» арендовало некое ООО «Русь». Именно с этой организацией предлагалось оформить арендные отношения всем, кто хотел открыть здесь бизнес. Правда, договоры заключались по?особенному — сроком на 11 месяцев.

– Это позволяет не регистрировать документы в Росреестре, а значит, не надо и налоги платить, — пояснил нам один из местных предпринимателей, у которого здесь торговая точка. — Никто с этой схемой не спорил, все соглашались работать по навязанным правилам.

Тем более что «решить свой вопрос», похоже, арендодателям удалось. Изначально в 2011?2012 годах ООО «Русь» был передан участок сельхозназначения. Это означало, что работать здесь торговые палатки, гостиницы и общепит не могут. Но они работали.

И это подтвердила проверка. По словам заместителя прокурора Иловлинского района Дениса Дашкова, надзорным органом совместно со специалистами Росреестра было установлено, что территория используется не по целевому назначению. И прокуратурой был направлен иск о сносе объектов.

Суд такое решение вынес. Но приставы не спешили его выполнять. Вместо этого были организованы публичные слушания, и сельхозземли чудесным образом вошли в состав Иловлинского городского поселения.

– При таком виде использования участка размещать можно все что угодно — хоть жилые строения, хоть кафе с автомастерскими, — поясняет Евгений Олейников. — Получается, что с помощью этой процедуры незаконную деятельность по сдаче в аренду объектов придорожного сервиса благополучно легализовали.

И все бы ничего — пусть не выполнили решение суда о сносе, но привели бы все в соответствие и начали работать по закону. Но не тут?то было. Иловлинский «Крест» — это пересечение не только дорог, но и место встречи прямых коммерческих интересов. Интересов самых разных лиц.

Деньги из воздуха

Как удалось установить «ВП», узаконен был лишь один из участков, прилегающий к 888-му км автодороги М6. При этом земля зачем?то была поделена на две части, и каждой был присвоен свой кадастровый номер. Это, как выяснилось, далеко не конец странной цепочки.

Правда, те, кто торгует на территории «Креста», об этих перипетиях не в курсе. Они по?прежнему заключают договоры аренды и платят за свои вагончики — их здесь примерно 20 штук.

– Самая дешевая «такса» — 20 тысяч рублей в месяц, — рассказали предприниматели. — За год у наших хозяев «набегает» почти 5 миллионов. То есть с рынка они имеют не меньше 400 тысяч рублей в месяц.

А теперь — внимание! — за аренду земли в бюджет Иловлинского городского поселения коммерческой фирме было позволено перечислять всего… 3 тысячи рублей. В год.

Выгодная сделка, не правда ли? Тем более что, по словам предпринимателей, 20 тыс. рублей за аренду одного вагончика — это самая низкая такса.

– Некоторые платят больше, плюс взносы на «общественные» нужды, — говорит Евгений Олейников. — В результате, по нашим подсчетам, с одного торговца в месяц «фирмачи» собирают примерно 35–45 тысяч рублей. Отдельно ИП-шники оплачивают коммунальные услуги. И периодически скидываются еще на что?нибудь — под предлогом благоустройства рынка.

Мы подсчитали: от придорожных палаток, выкупленных у владельцев по «договорам-фикциям», а теперь им же сдаваемых в аренду за реальные деньги, можно получить доход — по нашим прикидкам — в 700–900 тысяч рублей в месяц. Или от 8 до 11 миллионов рублей в год.

Невзирая на такую разницу — 3 тысячи рублей в год за землю в бюджет при выручке в 8 миллионов — пересматривать условия договора муниципалитет не спешит.

Более того, с землями Иловлинского района происходят все новые и новые метаморфозы.

Ушли в тень и не вернулись

ООО «Русь» с января 2016 года переуступило право аренды участков двум ИП. Те, в свою очередь, заключили договоры с другими ИП, которые по цепочке оформили аренду уже непосредственно с людьми, ведущими торговлю на рынке.

– Зачем такая сложная схема? Обычно такую практику используют те, кто хочет уйти от ответственности, — полагает Евгений Олейников. — Сюда зачастили проверяющие, предприниматели все время жалуются, вот-вот вскроются реальные суммы доходов и несопоставимо мизерные платежи в бюджет. Кто?то, видно, почувствовал, что пахнет жареным, и быстренько переоформил землю — чтобы усложнить работу проверяющих и выскользнуть из поля зрения контролирующих служб.

Действительно, все это очень напоминает попытку ухода от налогов — переуступки, цессии, цепочки договоров. Как правило, такие «теневые» схемы позволяют «серому» бизнесу спокойно получать сверхприбыль.

Кстати, интересно, что одно из ИП, которому «Русь» уступила аренду земли, принадлежит Котельникову Вячеславу Александровичу — полному тезке человека, являющегося соучредителем… ООО «Русь». То есть заключили договор сами с собой?

Еще одно «белое пятно» в земельных отношениях — договор на аренду федеральной земли. Еще в 2006 году между ООО «Русь» и ФКУ «Упрдор «Каспий» были заключены два договора, которые различными дополнительными соглашениями неоднократно продлевались: один — до 31 августа 2010 года, второй — до 5 сентября 2009?го.

С тех пор в территориальном управлении Госимущества нет никаких сведений о том, чтобы оформлялись какие?то новые документы на недвижимость, расположенную на 888?м км московской трассы.

Выходит, больше 5 лет коммерческая фирма самовольно использует федеральные земли для личного обогащения, в ущерб бюджету?

«Намаз» и откат

Впрочем, масштаб незаконной деятельности в Иловлинском районе земельными махинациями не ограничивается. На этих участках расположены отели, кафе, а также платная стоянка. К уровню сервиса путешественники не раз предъявляли претензии. И были правы.

Так, в феврале 2014 года проверка придорожных объектов подтвердила многочисленные факты несоблюдения норм САНПиНа, трудового права, миграционного законодательства и пожарной безопасности. Оказалось, что часть бизнесменов работает без регистрации и разрешений, не платя никаких налогов.

По итогам проверок была направлена информация в налоговую службу, Гоструд-инспекцию, Роспотребнадзор, возбуждено 56 (!) административных производств, а в отношении 9 точек общепита поданы иски в суд о приостановке деятельности.

Но и это не помогло исправить ситуацию. «ВП» располагает выводами проверяющих, которые повторно, уже в марте 2016 года, пришли с инспекцией в «иловлинскую слободку». Перечень претензий по?прежнему впечатляет: снова неисполнение трудовых, миграционных, противопожарных и санитарных норм.

Осмотр показал — почти все нарушения, выявленные в феврале 2014 года, до сих пор не устранены. И это, констатировали проверяющие, создает реальную угрозу безопасности людей.

Так, в одном из помещений был обнаружен нелегальный игровой автомат, в другом нашлась странная комната с надписью «Намаз 05», используемая, по словам местных жителей, для совершения мусульманских обрядов.

И весь этот нелегальный сервис продолжает процветать. Хотя формально заключенные договоры на аренду федеральной земли давно истекли. Казалось бы: стоит прокуратуре или полиции затребовать документы и выяснить отсутствие прав на аренду, как сразу же все придорожные объекты будут приговорены к суду и сносу.

Но время идет, а «иловлинская слободка» по?прежнему живет и приносит доход — в карман своим владельцам.

– Почему? Наверное, потому что есть одно волшебное слово — откат, — говорит один из работников местного автосервиса. И добавляет: — А еще учтите, владельцы у нас тут непростые.

Начинаем расспрашивать. И узнаем: якобы к автосервису, шиномонтажу и автомойке, расположенным справа от дороги (если ехать из Москвы в Волгоград. — Прим. ред.), имеет отношение, по слухам, родственник экс-прокурора Волгограда — некто Николай Александрович Букаев, а к одному из магазинов автозапчастей — полный тезка экс-начальника ОЭБ и ПК ОМВД по Иловлинскому району, некий Александр Сергеевич Тарасов.

Свобода обогащения

А что же все?таки с федеральной землей? Неужели частные ООО, ИП так и будут наживаться на государственной собственности?

– Насколько я знаю, сейчас идет разговор о возврате участков, это федеральная земля, и этот вопрос сейчас решается, — уточнил заместитель прокурора Иловлинского района Денис Дашков.

Впрочем, до решения еще ой как далеко. По данным «ВП», Территориальное управление Росимущества неоднократно требовало расторгнуть оба договора аренды с ООО «Русь» — № 69?/?2 от 20.09.2006 и 70?/?2 от 20.09.2006.

В ответ — тишина. В прошлом году ведомство обратилось в Арбитражный суд — с исками о признании договоров аренды федеральной земли прекратившими свое действие. Власти пытались заставить ООО «Русь» возвратить государству незаконно занятые земли. Третьей стороной по делу выступало ФКУ Упрдор «Каспий». Но его представители на заседание не явились и соглашения о расторжении аренды не подписали.

Так что история «иловлинской слободки» пока продолжается. Бюджет все так же теряет средства, предприниматели на рынке платят «дань», а посетителей обслуживают нелегальные кафе, мотели и автомастерские.

А в Михайловке на московской трассе уже снесли стихийную торговлю, наводят порядок в придорожном сервисе и обновляют дорогу

Между тем, если на участке трассы М6 в Иловлинском районе только начали заниматься вопросами законности размещения объектов придорожного сервиса, то в Михайловском районе проблема уже решается.

Здесь от незаконных строений освобожден так называемый Рижский рынок, расположенный на 782–792-м км трассы. Хаотичная стоянка транспорта вблизи кафе и закусочных создавала аварийную обстановку, затрудняла движение.

По данным ведомства, на Рижском рынке в Михайловке из 44 незаконных объектов три снесено добровольно, 22 вынесены за территорию придорожной полосы.

В суде находится материал о сносе еще трех объектов, еще по трем уже вынесено решение о демонтаже. В разработке — материалы по принятию единого архитектурного стилевого решения для фасадов кафе, магазинов и шиномонтажей.

Словом, площадка для отдыха водителей на этом участке трассы будет отвечать современным требованиям: появятся переходно-скоростные полосы, цивилизованная стоянка для грузового и легкового транспорта. В результате Рижский рынок станет ухоженным и безопасным.

Кроме того, здесь в скором времени появится надземный пешеходный переход. Балки и пролетные строения сооружения будут выполнены из железобетона, крыша — из стеклопластика. Высота над проезжей частью составит 5,5 м, ширина пролетного строения — 3 м, общая длина сооружения с лестничными сходами — 67 м.

Переход будет оснащен электрическими подъемниками для маломобильных групп населения и современной системой освещения, работающей в автоматическом режиме.

Напомним, московская трасса является одной из самых загруженных в регионе — ежедневно по ней проезжают около 37 тыс. автомобилей.

В этом году в общей сложности будет капитально отремонтировано 26 км дороги в Михайловском, Фроловском и Иловлинском районах.

В рамках федеральной программы «Безопасность дорожного движения» до конца 2015 года на пятикилометровом участке при въезде в Михайловку установят освещение.

Кроме того, продолжится реконструкция автомагистрали в Городищенском районе вблизи Самофаловки — работы на 11?километровом отрезке начались в 2014 году и рассчитаны до 2016?го. Дорогу здесь расширяют до четырех полос, а также возводят современную транспортную развязку.

Кстати, земельных проблем на михайловском участке трассы М6 нет. И сейчас здесь активно начат капитальный ремонт.Подрядчикам предстоит разрушить существующее цементобетонное покрытие, использовав его как материал для «дорожной одежды», уложить выравнивающий слой щебня (28 см) и три слоя асфальтобетона (9, 7 и 5 см).

Будут отремонтированы две развязки, установлены 24 световые опоры на солнечных батареях, барьерное ограждение и дорожные знаки. За счет укрепления обочин в асфальтобетоне визуально расширится ширина проезжей части: дорога станет шире и удобнее.

Всего же на трассе М6 в этом году планируется отремонтировать 109 км. Еще 46 км отремонтируют на трассе Сызрань — Саратов — Волгоград.

В эксплуатацию после реконструкции планируют ввести 10-километровый участок М6 и продолжить работы на трех участках (30 км) саратовского направления.

В общей сложности в 2016 году в эксплуатацию после всех видов ремонта будет введено почти 150 км дорог. На эти цели из федерального бюджета выделено 4,4 млрд рублей.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.