Как защитить ребенка от травли в школе

Каждый пятый ребенок в России жалуется на травлю сверстниками в школе. Об этом свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения. Как защитить детей от буллинга, чем он опасен и как его распознать, рассказывает Наталья Миронова — руководитель регионального детского телефона доверия.

 

Ссора — это не травля

 

? Давайте начнем с того, что такое буллинг?

 

— Буллинг — это травля с нарастающей жестокостью, которая может начаться со словесных оскорблений и дойти до физической расправы. Она носит длительный характер, от месяца и больше. Важно понимать, что разовые ссоры и даже драки — это не буллинг. Обычный конфликт возникает и проходит. Например, двум мальчикам нравится одноклассница, они поругались и подрались из-за нее, но девочка выбрала третьего поклонника. Через какое-то время драчуны смогут общаться и даже подружиться. Буллер же не прилагает никаких усилий для разрешения конфликта, он самоутверждается за счет слабого противника.

 

? Кто является участниками буллинга?

 

— Их как минимум два — агрессор и жертва. Чаще всего агрессорами выступают дети, которые сами находятся под домашним насилием, где кто-то из родителей утверждает свою власть через физический или психический прессинг. Ребенок усваивает такую форму поведения. Будучи обижаемым в семье, он пытается отыграться на своих сверстниках. Поднимает свою самооценку не тем, что он умный, талантливый и спортивный, а унижая более слабых. А жертвами могут стать дети с физическими недостатками (носящие очки, имеющие слабый слух), с различными особенностями внешности (рыжие, полные или чересчур худые, высокие или слишком низкие), особенностями поведения (стеснительные, робкие, замкнутые), из социально незащищенных семей.

 

? Почему у агрессоров так часто появляются сторонники? Иногда в травле одного ребенка участвует целый класс.

 

— Многое зависит от атмосферы в самом детском коллективе. В каждом классе определенная иерархия. На самом верху те, кто побогаче, красивее одет. Внизу — бедные, у которых нет карманных денег, одеваются поскромнее, робкие дети. А есть так называемые середнячки. Если атмосфера в классе построена на почитании тех, кто вверху, тогда они превратятся в наблюдателей или сторонников агрессора. Почему они это делают? Во-первых, из боязни, вдруг в отношении их начнется такая же травля. Во-вторых, из уважения к более сильному. Значит, у детей сформировано не уважение ума, интеллекта, а уважение силы, большого кошелька.

 

? А кто формирует атмосферу в классе?

 

— Учитель начальных классов либо классный руководитель в среднем звене. Он знает, кто лидер по факту, а кто пытается стать лидером за счет унижения и оскорбления другого. Учитель может на своих уроках снизить самооценку у агрессора и дать жертве почувствовать себя успешным, загрузить какой-то общественной работой, которая ему под силу, дать возможность проявить себя и заработать авторитет в классе.

 

Надо научить защищаться

 

? Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой?

 

— Многое зависит от родителей. Если ребенок чувствует ваши любовь и поддержку, знает, что к вам можно обратиться, то и в детской среде он будет чувствовать себя уверенно и будет отстаивать свои права разными способами. Он может сказать родителям, классному руководителю, старшему товарищу.

 

ВРЕЗ

 

Буллинг происходит тогда, когда ребенок не защищает себя. Если ребенка в семье обижают и оскорбляют, то и среди сверстников он считает себя недостойным и воспринимает травлю как должное.

 

ВРЕЗ

 

Он будет бояться жаловаться, принести свою боль родителям, которые вместо того, чтобы его защитить, могут обвинить. Научите детей преодолевать трудные жизненные ситуации. Буллинг — это та же самая трудная ситуация. Чтобы ребенок не стал жертвой, его надо учить самостоятельности и ответственности. Не решать за него задачи и писать сочинения и рефераты, а дать возможность учиться самому. Не разрешать конфликты за него, а учить преодолевать их. Получил «двойку» — думай, как ее исправить. Когда родитель научит ребенка преодолевать трудности, он научится противостоять. Но это не значит отказывать ему в совете и помощи. Все зависит от ситуации, возраста ребенка, его способностей и умений. Если второклассник подрался с другом, словами «сам виноват» вы ничему его не научите. Надо спокойно поговорить с сыном, узнать, что они не поделили, что сказал обидчик, что ответил ваш ребенок. То есть понять источник проблемы и вместе подумать, что предпринять. Спросить: «Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы ты выбрался из этой ситуации?» Дайте ребенку возможность самому проговорить варианты решения проблемы. Потом вместе выберите, какой из них лучше. Для ребенка важно не то, что за него решают проблему, а то, что у него есть поддержка.

 

ВРЕЗ

 

Если школьник жалуется на буллинг, который приобрел жестокую форму, его бьют, унижают, родитель не должен говорить: «Решай проблемы сам». Это значит оставить ребенка наедине с бедой. Здесь нужно предпринимать другие меры: идти в школу, разговаривать с классным руководителем, завучем. Если не удается решить проблему на уровне администрации школы, жаловаться в районо. Дети и родители должны знать, что до 18 лет права ребенка защищаются государством.

 

ВРЕЗ

 

? Если ребенок слабый и хилый, нужно ли учить давать сдачи обидчику?

 

— Слабость и хилость — это не показатель здоровья. Если родитель хочет, чтобы дети выросли здоровыми, успешными, уверенными в себе, их надо развивать по всем направлениям. Если школьник не может подтянуться на канате и прибегает последним на физкультуре, отдайте его в спортивную секцию, которая позволит нарастить мышечную массу. Если ребенок в силу характера робкий и замкнутый, нужно водить его на специальные тренинги, которые разовьют в нем качества лидера. Они проводятся у нас на базе Волгоградского областного центра психолого-педагогической помощи населению.

 

Травля может довести до самоубийства

 

? Как остановить буллинг?

 

— Буллинг — это форма уже состоявшегося насилия, важно не допустить этого явления. Я всегда призываю классных руководителей проводить интерактивные уроки, на которых нужно рассказать о буллинге и его участниках. Пусть дети сами подумают, кто из них по своим чертам характера мог бы стать агрессором, жертвой, сторонником или наблюдателем. Пусть дети примерят на себя роль агрессора или жертвы и поймут, что не хотят ими быть. Это минимальная форма профилактики жестокого обращения.

 

? Если травля началась, что делать родителям жертвы — переводить его в другой класс или пытаться на месте решить проблему?

 

— Если возможно примирить детей на месте и в будущем подружить их, то надо сделать это. Но если буллинг приобрел физическую форму, если есть место увечьям, и — самое страшное для детей — выставляется напоказ, например, сняли на телефон и выложили в Интернет, тогда жертве тяжело оставаться среди свидетелей. Если он скажет, что не хочет возвращаться в свою школу, надо идти за чувствами ребенка.

 

? Чем опасна длительная травля?

 

— Самое страшное, что жертва может дойти до кризисного состояния и решит что-то сделать с собой. Также опасен кибербуллинг — травля через Интернет. Дети неискушены, выкладывают информацию личного содержания про себя и своих сверстников в Сеть, а кто-то намеренно пользуется этим. Ребенок думает, что против него ополчается весь мир, и не выдерживает этого. Чтобы предотвратить это, родители и учителя должны показать детям прелести реального общения, когда можно дружить, гулять, читать книги. Это эмоциональное теплое общение укрепляет каждого из этих детей.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ!

 

Тревожные сигналы

 

Иногда дети скрывают, что их преследуют и травят одноклассники. Поэтому обратите внимание на эти тревожные сигналы. Есть подозрение на буллинг, если ребенок:

 

— постоянно находится в подавленном настроении;

 

— ищет предлоги, чтобы не идти в школу;

 

— приходит домой в рваной или грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;

 

— часто «теряет» вещи и карманные деньги;

 

— приходит домой с синяками и ссадинами;

 

— не приглашает в гости одноклассников, не ходит с ними в кино и т. п.;

 

— стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сестрах.

 

Где выслушают?

 

Дети и их родители с любыми проблемами могут обратиться за советом на детский телефон доверия: 8-800-2000-122. Звонок бесплатный.

 

Кто поможет помириться

 

— Насилие, травля детьми детей — это крайне актуальная проблема, — говорит заместитель председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних Ольга Душкина. — Сегодня буллинг имеет социальные корни, необходима грамотная профилактика. В учебных заведениях Волгоградской области работают службы примирения, которые состоят из учащихся, авторитетных учителей и представителей родительского комитета. Они призваны решить конфликты на местах, не раздувая огня, не травмируя детей. Главное — вовремя примирить стороны, попросить прощения и добиться иного воспитательного момента. Это самое важное, потому что наказать — это не значит воспитать или сделать прививку от совершения следующего преступления.

 

Где есть службы примирения:

 

Ворошиловский район: СШ № 21, 48, 130, гимназии № 4, 5, 17, лицей № 6.

 

Дзержинский район: СШ № 33, 36, 40, 85, 97, 101, лицей № 7.

 

Кировский район: СШ № 10, 24, 25, 56, 57, 59, 100, 108, 110, 112, гимназии № 9, 10.

 

Краснооктябрьский район: СШ № 5, 16, 32, 35, 49, 76, 78, 91, 92, 95, гимназия № 12, лицей № 2.

 

Красноармейский район: СШ № 38, 113, 125, лицей № 4, гимназии № 2, 6, 8.

 

Советский район: СШ № 8, 15, 23, 46, 58, 93, 103, 106, 111, 116, 127, 129, 140, гимназия № 15.

 

Тракторозаводский район: СШ № 1, 3, 17, 26, 27, 29, 51, 61, 74, 86, 87, 88, 94, 99, гимназии № 13, 16, лицей № 3.

 

Центральный район: СШ № 6, 7, 10, 19, 44, 81, 83, 84, гимназии № 1, 3.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.