Работая с детьми-инвалидами, я не перестаю учиться

— Работая с детьми-инвалидами, я не перестаю учиться у них мужеству, упорству и жизнелюбию. Никогда не забуду воспитанника, который, несмотря на тяжелые травмы после пожара, научился самостоятельно завязывать шнурки и вышивать бисером, не имея кистей рук. Судьба каждого ребенка детского дома — уникальная история борьбы и побед над жизненными трудностями, — объясняет мне Оксана Горда, психолог Новочеркасского дома-интерната для детей с физическими недостатками.

 

Уже месяц новостные порталы Ростовской области пестрят сообщениями о жительнице Новочеркасска, которая в конце 2015 года заняла 3-е место по всей России в номинации «Лучший психолог социального учреждения». В качестве приза — 200 тысяч рублей, которые моя собеседница планирует потратить на новое оборудование для дома-интерната.

 

— Первое, что хочу приобрести, — специальную компьютерную программу, которая автоматически обрабатывает результаты тестов по психологии. Благодаря ей больше времени останется на индивидуальные беседы и консультации с воспитанниками. Кроме того, обработанные программой данные заносятся в таблицы, и в результате их можно использовать в отчетах, консультировании или вложить в портфолио детей. Второе — помимо учебных пособий, хотелось бы приобрести комплекты метафорических карт. Эти карты — изображения людей и их взаимодействия, бытовых ситуаций, пейзажей и многого другого. Они также помогают в работе с воспитанниками, — делится планами на будущее Оксана Васильевна.

 

Ее мама — медик по профессии. Всю жизнь она мечтала, чтобы жизнь дочери была связана с медициной. Профессия психолога, выбранная по окончании школы, имеет много общего с медициной — так же связана с помощью людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

 

— Интерес к психологии всегда подталкивал меня к получению новых знаний в этой области, что впоследствии очень помогло в работе с детьми с ограниченными возможностями. В свое время я прошла программу по оказанию помощи людям, которые пережили тяжелую травму, и оказалась в серьезной стрессовой ситуации. Как раз незадолго до этого прошли события в Беслане, и эта программа была особенно важна. Нас обучали сильнейшие специалисты из Санкт-Петербурга. Затем я обучалась по программе Московского института гештальта и психодрамы. Сейчас продолжаю свое обучение, в том числе с использованием дистанционных и цифровых технологий, — рассказывает Оксана Васильевна.

 

На жизненный выбор профессии повлияла и ее бабушка, которая имела инвалидность по слуху, потеряв его в раннем возрасте. С самого детства Оксана Васильевна поняла, что те, кто имеет инвалидность, такие же люди, как и остальные. Люди, которые достойны уважения и восхищения.

 

Истории длиною в 80 лет

 

Детский дом-интернат, в котором мы находимся, одно из самых известных учреждений для детей с физическими недостатками в России. Недавно ему исполнилось 80 лет, детский дом пережил Великую Отечественную войну. В годы войны фашистами были убиты несколько воспитанников вместе с их воспитателями. Каждый год 9 Мая нынешние воспитанники возлагают цветы на могилу погибших.

 

На сегодня учреждение представляет собой несколько корпусов: отдельные здания для мальчиков и девочек, спортзал, медицинский корпус. Воспитанники — дети с различными формами ДЦП и другими физическими недостатками. Большая часть — без попечения родителей и сироты. Их родители либо были лишены родительских прав, либо отказались от своих детей в роддоме в силу разных причин, но чаще всего — из-за страха не справиться с тяжелыми болезнями новорожденных.

 

Но с каждым годом все больше детей-инвалидов попадают в семьи, приемные или родные. В доме-интернате много трогательных историй о том, как родители находили своих детей. Одна из них — о девочке, которую родители оставили в роддоме из-за врожденной тяжелой патологии. Она приехала в детский дом-интернат в возрасте 5 лет. Спустя несколько лет делали общую фотографию воспитанников, где была и эта девочка. Фотография была размещена в газете. Именно там ее увидела мама ребенка, которая думала, что ее дочь умерла еще в больнице. В итоге на следующий же день после выхода газеты родители девчушки рано утром примчались с самой окраины Ростовской области. Весь дом-интернат плакал, наблюдая за трогательным моментом. Оказалось, что девочка — вылитая копия своей матери.

 

Сложно представить, сколько подобных историй видел детский дом-интернат за свои 80 лет существования.

 

Совсем маленькие мальчики смотрят телевизор в комнате отдыха. Увидев Оксану Васильевну, радостно подбегают к ней.

 

— Пойдемте к вам? — смотря светлыми и умными глазами, спрашивает психолога один из самых маленьких воспитанников.

 

— Чуть позже, — отвечает Оксана Васильевна с улыбкой.

 

В ответ мальчик радостно кивает. Он и его товарищи наперебой интересуются, как меня зовут, представляют по имени остальных ребят. Начинаю понимать слова Оксаны Васильевны, когда она говорила о том, что дети с ограниченными возможностями очень добры и внимательны к другим.

 

— Ты почему ходишь в одной майке? Тебе что, жарко? — с упреком и заботой спрашивает Оксана Васильевна мальчика постарше.

 

— Жарко. Вам холодно? — с удивлением и улыбкой спрашивает воспитанник.

 

Парнишки чуть постарше убирают в комнате, охотно помогают взрослым. Искренность и жизнерадостность — то, что сразу читаешь в их глазах.

 

— Я работаю здесь 13 лет. В первые дни работы было страшно своими прикосновениями причинить боль, взяв детей за ампутированные или обожженные руки. Но дети сами хотели этих прикосновений. Для них очень важны внимание и ласка, как и для любых детей, — подчеркивает Оксана Васильевна.

 

Один из самых ярких кабинетов — комната психологической разгрузки с мультисенсорным оборудованием. Тут специальные кресла, в которых ребята могут расслабиться, музыкальный центр, колокольчики, которые приводят детей в восторг, и многое другое. Одним словом, огромный простор для фантазии. Именно здесь проходят занятия с использованием игро— и сказкотерапии, которую так любят дети и сама психолог.

 

Еще один метод социальной адаптации детей-инвалидов — пескотерапия. Она включает в себя специальный песок, который не пачкается, и набор игрушек, которые можно расставлять в песке как душе угодно. Решая ситуации с игрушками, ребенок разбирает и свои жизненные вопросы. Задача психолога — выслушивать ребенка во время игры, задавать вопросы, которые помогут ему справиться с проблемами.

 

— Пескотерапия используется и тогда, когда мы психологически готовим детей к встрече с приемными или родными родителями. Например, ребенок играет с фигурками мамы жирафа и детеныша жирафа. В процессе этого я задаю вопросы, а как бы он поступил, увидев маму, чтобы сказал ей и так далее.

 

— Мы часто проводим мероприятия, включающие в себя театральные постановки, ролевые игры, дискуссии! Взять, к примеру, «Суд над сигаретой» — очень полезная театрализованная игра. Подобные формы работы обязательно проходят с использованием презентаций, музыки, с участием взрослых, — восторженно рассказывает Оксана Васильевна.

 

Для трудовой адаптации есть также кухня и швейная мастерская, где стоят специальные швейные машинки. Ими могут пользоваться и дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

— Какие запахи доносятся из этой кухни, когда в ней проходят занятия по домоводству! Здесь дети готовят вкусную выпечку, салаты вместе с воспитателями, в том числе к праздникам, чтобы накрыть стол для воспитанников и их гостей. С гордостью и радостью угощают маленькие поварята всех желающих, — вспоминает Оксана Васильевна.

 

Путь к устранению препятствий между людьми

 

В 2016 году двум воспитанникам дома-интерната, которые учатся в общеобразовательной школе по системе инклюзивного образования, предстоит пройти итоговую аттестацию за 9-й класс.

 

Инклюзивное образование — процесс обучения, при котором все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных или иных особенностей обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных учреждениях.

 

Чтобы снять беспокойство подростков перед аттестацией и повысить уверенность в себе, Оксана Васильевна разработала занятия, которые позволяют проигрывать разные ситуации экзамена. Очень важна психологическая подготовка, ведь итоговые экзамены проходят в строгом режиме. После получения свидетельства об окончании основного образования воспитанники могут продолжить обучение в техникумах или колледжах.

 

— Многие из наших воспитанников учатся в вузах. Среди них есть те, кто стал преподавателем, практикующим психологом, бизнесменом и просто хорошим профессионалом в своем деле. Группа выпускников создала общественную организацию «Доверие», которая своей целью ставит оказание помощи инвалидам, например, решение вопросов о внедрении такси для людей с физическими недостатками или расширении доступной среды в нашем городе. Среди выпускников есть и известные паралимпийцы. Многие бывшие воспитанники успешно адаптированы в обществе: у них семьи, дети и работа. Они часто заглядывают к нам уже со своими детьми, — с гордостью рассказывает собеседница.

 

Дети дома-интерната растут, выпускаются, и само учреждение не стоит на месте — постоянно происходят обновления. В настоящее время воспитанники детского дома-интерната обучаются в нескольких общеобразовательных школах по системе инклюзивного и интегрированного образования, а также в форме домашнего и дистанционного обучения.

 

Сотрудники учреждения мечтают о том, чтобы больше школ брало детей дома-интерната на инклюзивное образование, которое не так давно начало действовать в России. На данный момент у дома-интерната договор только с двумя школами города. Но даже такой небольшой шаг — путь к устранению препятствий между здоровыми и инвалидами.

 

— Сейчас стали лучше реагировать на людей с ограниченными возможностями. Влияет сотрудничество с различными организациями и учебными учреждениями. Когда происходит общение глаза в глаза, ученики обычных школ понимают, что наши дети — очень интересные и сильные люди. Пропадает уничижающая жалость, и на ее место приходят уважение и восхищение. Например, часто организовываются музыкальные фестивали и конкурсы, где инвалиды и здоровые дети участвуют наравне. Несмотря на физические недостатки, наши воспитанники — пример того, насколько велики человеческие возможности, — с улыбкой отмечает Оксана Васильевна.

 

Я возвращаюсь по старым улицам Новочеркасска, вспоминая счастливые лица этих детей и уютные комнаты дома-интерната. Что ни говори, а человеческие возможности все-таки неограниченны. Особенно если рядом люди, для которых ты такой же человек.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.