За партой на дому

Мамочка, когда мы снова будем учить с тобой русский язык? – спрашивает счастливая дочка, которая еще недавно не любила этот предмет – трудно давался в школе.

Нередко родители сталкиваются с тем, что стандартное образование не подходит их ребенку. Многие в таком случае не уходят из школы, рассчитывая на адаптацию, а кто-то начинает принимать решительные меры. Хоумскулинг – так называется домашнее обучение, которое вот уже более 20 лет возможно в России, причем для этого ребенку вовсе не надо иметь проблемы со здоровьем. В нашем законе такая форма обучения называется семейное образование и все чаще вызывает интерес у родителей.

«Всех денег не заработаешь»

Валентина Осипова решила перевести дочь Алису на семейное образование в начале этого учебного года, со второго класса. Жизнерадостная и осознанно подходящая к жизни мама – журналист и маркетолог по образованию. На этом она решила не останавливаться – прошла обучение по технологиям мгновенных личностных изменений, а с ноября планирует получить образование психолога. Опыт в этой сфере у нее уже есть: Валентина вела онлайн-семинары на темы «Сила рода» и «Прощение родителей».

Руководствуясь девизом «Всех денег не заработаешь!», эта женщина решила посвятить свою жизнь семье по-настоящему. Ее жизненная позиция – кормильцем в семье должен быть муж, а жена – его вдохновительница, как можно больше времени уделяющая хозяйству и воспитанию детей. Активно интересующаяся сферой образования с того момента, как дочь пошла в детский сад, Валентина даже успела выпустить свой первый видеоролик о семейном образовании и получила приглашение проводить онлайн-семинар на данную тему.

– С детства у меня сформировалось свое личное мнение – никогда не любила быть ведомой и подчиняться тому, что велит делать большинство. Если говорить о школе, то многое из того, что узнала там, не пригодилось, а вот база, которую дали родители, очень помогла, – рассказывает о своей жизни и опыте Валентина.

Ее муж работает железнодорожником, принося основной доход. Семья Осиповых – пример того, что можно обучать ребенка дома, не имея при этом заоблачных денежных средств, при среднем заработке. Не так давно Валентина узнала о бесплатных кружках в Центре дополнительного образования, и теперь дочь ходит туда. Семья в восторге: там и рукоделие, и танцы, и лепка. Есть даже английский язык, на который дочь ходит с удовольствием.

Валентина и ее муж мечтают показать своей дочери жизнь в родной стране. Но внимательная мама понимает, что начинать надо с меньшего – с города. С Алисой они изучают улицы Ростова, Валентина показывает ребенку красивые здания.

– Однажды целую экскурсию устроили по нашему городу. Увидели старый дом с указанным годом постройки и начали считать с Алисой, сколько ему лет. Дочь была в восторге, узнав, насколько старо здание, – делится воспоминаниями мама, ктороая теперь по совместительству домашний педагог и директор.

Сама Алиса довольно самостоятельная девочка: с 4 лет занимается изобразительным искусством и тогда же – довольно рано – определилась, что хочет стать дизайнером. В 5 лет она уже научилась хорошо читать. Однако, отдав дочь в детский сад, Валентина стала замечать, что интеллектуальное развитие ребенка замедлилось, уже в первом классе желание учиться стало постепенно пропадать.

Успехи с первых дней

– О переводе на семейное обучение я стала задумываться уже тогда, когда Алиса пошла в садик. Воспитатели не очень хорошо обращались с детьми, и обстановка в группе была очень напряженная. Тогда я поняла, что лучше матери никто относиться к ребенку не будет. На тот момент я не знала, что есть закон о семейном образовании. Почитав информацию, решила, что переходить на такое обучение можно только тогда, когда ребенок болеет и в этом случае к нему приходят на дом учителя. Тем временем мы поступили в первый класс, но ситуация продолжала ухудшаться: Алиса попросту стала отказываться выполнять домашние задания по некоторым предметам, начала хуже соображать. Я обратила внимание, что дочери стало неинтересно учиться, в том числе она перестала читать. При этом до школы она очень любила книги: когда приходила в гости к кому-либо, первым делом бежала к книжным полкам, а не к игрушкам. Тогда я уже лучше разобралась в нормативной базе и узнала, что возможность получать семейное образование прописана в законе «Об образовании» с 1992 года. Проблема в том, что об этом не так много говорят. Большинство статей и видеороликов содержат общие слова на эту тему и не дают конкретной информации. Кроме того, у меня изначально был страх перед проверками – вдруг посчитают неадекватной мамой, которая не хочет, чтобы ее ребенок получал образование. Разобравшись, я перестала бояться, – объясняет Валентина.

Действительно, несмотря на закон, принятый в России более 20 лет назад, только последние 3—5 лет стала появляться более или менее толковая информация о семейном образовании. Интересно, что за границей в развитых странах практика семейного образования находится на разных уровнях. Так, например, наибольшую популярность оно имеет в США – число таких учащихся составляет 3 процента от общего количества. Также положительно к этой форме обучения относятся в Великобритании, Канаде и Австралии. Есть и страны, где оно запрещено, например Германия, где перевод детей на семейное обучение грозит штрафами, а то и лишением родительских прав, как было в советское время.

Решение о переходе обеспокоенная мама приняла совместно с дочерью – они вместе расписали плюсы и минусы. Сама Алиса не раз отмечала, что в школе нет времени общаться: на переменах надо успеть записать задание, бежать покушать или, если физкультура, спешить переодеться. После занятий на территории школы бегать запрещают – директор все-таки несет ответственность, если с ребенком что-то случится. В конце концов, по окончании уроков большинство детей забирают родители и все идут по своим делам.

Несмотря на малый срок обучения на дому, уже видны первые успехи. Дочь снова почувствовала вкус к чтению, а кроме того, стала радоваться изучению русского языка и окружающего мира, чего не было во время обучения в школе. Валентине удалось правильно подобрать мотивацию.

– Представь, ты напишешь своему другу Феде письмо, а он и не поймет, что ты хотела ему сказать! – так простым примером она вдохновила дочь на изучение родного языка.

Конечно, при подготовке к урокам понадобилось задействовать и интернет-ресурсы. Все-таки XXI век открывает немалые возможности – в открытом доступе такие ресурсы, как www.interneturok.ru.

– В день мы занимаемся от 2 до 3 часов с большими перерывами между уроками. В результате ребенок гораздо меньше устает и освободилось много свободного времени, которое можно с пользой тратить на разные секции. Алиса посещает театральную студию, занимается эстрадными танцами, лепкой, бисероплетением и вязанием крючком, ходит в кружок изобразительного искусства. С социализацией проблем нет – каждый день девочка гуляет во дворе в течение трех часов. С ребятами у них уже сформировались компании, где есть и взаимопонимание, и проблемы, которые они учатся решать. Словом, все как должно быть в коллективе. Кроме того, у нас много родственников и друзей разных возрастов – у дочери нет дефицита в общении, – говорит Валентина.

Важно, что с меньшей нагрузкой и большим интересом к учебе пришла большая внимательность к окружающей жизни. Юная дочь стала сама предлагать родителям помощь: помыть посуду, подмести пол на кухне, повесить белье. Прежде у нее не было на это времени и желания.

Ростовский педагог—психолог и гештальт-консультант Анна Донская так комментирует преимущество семейного образования перед обучением в школе:

– С грустью наблюдаю картину, когда готовность ребенка к школе измеряется умением читать и писать, вместо того чтобы измерить желание учиться, уметь быть организованным, внимательным, запоминать материал и выполнять логические операции. Занятия танцами и рисованием развивают ребенка больше, чем репетиторство с учителями. Многие даже не понимают, какой вред наносят своим детям, отдавая их для подготовки к учителям начальных классов.

О социальном развитии подробно рассказывает психолог Павел Парфентьев, эксперт по семейному образованию, юридический практик, председатель МОО «За права семьи»:

– Семейное образование – это не ситуация, когда семья замкнута, никуда не ходит и у нее нет никакой социальной жизни. Наоборот, такие семьи часто ведут очень активную социальную жизнь. Но при этом ребенок взаимодействует не только со своими сверстниками, но и с людьми самых разных возрастов, разного уровня образования. И это дает ему гораздо более богатые социальные навыки. Это подтверждают и исследования. Скажем, по данным одного из американских исследований, в котором сравнивались показатели социального развития детей, учащихся в школе, и их сверстников, учащихся дома, дети, получающие семейное образование, по средним показателям оказались на 57% социально более зрелыми, чем школьники.

Трудности и как их можно избежать

Безболезненный перевод на семейное обучение в случае с семьей Осиповых – пример того, как важно выбрать школу с понимающими специалистами.

– Мое знакомство со школой началось с директора, – рассказывает Валентина. – Она произвела на меня исключительно положительное впечатление. Поэтому изначально процесс перевода я обговорила с директором, классным руководителем, а уже потом с Департаментом образования. Несмотря на то что у школы уже есть опыт общения с родителями, которые переводили своих детей на семейное обучение, процесс оформления всех документов, получения учебников, плана обучения и прочего немного затянулся. Учебный год только начался, а я уже около 6 раз ходила в школу, чтобы решить все эти вопросы. Однако я могу понять руководство школы и нашего куратора – для них система семейного образования достаточно нова. Я все равно благодарна им за понимание и добрые пожелания.

Часто при переводе остро поднимается вопрос финансирования. В соответствии с недавними поправками в закон об образовании Российская Федерация не предусматривает выплату компенсаций на федеральном уровне. Финансовая поддержка может осуществляться на региональном или муниципальном уровнях.

– Закон 2013 года достаточно скользкий, и я понимаю, что очень трудно будет решить эту сторону вопроса, – делится Валентина. – Известно, что до внесения поправок в Москве выплачивали 70—120 тысяч в год на ребенка. Изменения объяснили в том числе тем, что на семейное образование переходят неблагополучные семьи, в результате родители пропивают деньги, выплачиваемые на обучение ребенка. Однако, на мой взгляд, это сомнительно: таким безответственным родителям, напротив, выгодно отдать ребенка в школу, которая будет выполнять функцию няни.

По ее словам, хорошо уже то, что сама школа спокойно согласилась прикрепить к себе ребенка с семейной формой обучения. Во многих российских учебных заведениях к такому могут отнестись недоброжелательно.

Своим опытом делится Валентина Маркова, директор Ростовской семейной школы «Маяки света»:

– Когда 7 лет назад мы решили переводить дочь, то не сразу нашли директора, который знал бы, что такое семейное образование. Проблема в том, что без четкой законодательной базы достаточно трудно перевести ребенка. Но даже с появившимся постановлением не все так просто: прикрепить или не прикрепить ребенка к себе зависит от школы. Финансирования она при этом не получает, даже на аттестации.

К слову, семейная школа – еще одна возможность для тех, кто выбрал нестандартное обучение. Она представляет собой учреждение дополнительного образования, созданное родителями. Учителями являются одни из лучших педагогов города, и к каждому ребенку находится индивидуальный подход.

Если говорить о мировой практике, в США, Великобритании и Канаде хоумскулинг финансируется государством. В России, несмотря на изменения в законе, в некоторых городах все же выделяется денежная компенсация родителям. Хочется надеяться, что российские власти также обратят внимание на вопрос финансирования семей, чьи дети обучаются дома. Ведь чаще всего при такой форме образования один из родителей полностью посвящает себя воспитанию и обучению ребенка (и не одного).

Годы идут, система образования меняется

Многое изменилось со времен советской системы образования, которая предусматривала единый образовательный стандарт. Это было обусловлено среди прочего производственной необходимостью. Однако сейчас все актуальнее в обществе становятся творческие профессии, дающие возможность свободно распоряжаться своим временем. Люди таких профессий чаще могут позволить себе обучать ребенка на дому. Конечно, роль играет и меняющийся процесс мышления – большая свобода дает большее стремление к индивидуализации. Кроме того, XXI век подарил массовый доступ к интернету, где можно найти учебные курсы и готовиться самостоятельно, не платя за это деньги. Не стоит забывать и о государственных центрах дополнительного образования, вроде Дворца творчества детей и молодежи, где родители платят только за материал для занятий – краски, глину, ткань, в зависимости от секции.

Есть и другая причина переводов детей на домашнее обучение – понижающееся качество образования. Безусловно, при семейном обучении знающие своего ребенка родители находят к нему индивидуальный подход. В конце концов, можно самим выбрать секцию и избежать неудачного коллектива или ненужной информации. Это в несколько раз повышает качество обучения.

– Очень четкие данные позволяют сделать вывод, что качество образования, получаемого в семье, оказывается в среднем значительно выше качества образования, получаемого в школе. Например, в США – а там не один миллион детей получает семейное образование, – по данным множества независимых исследований, проводившихся не один год, в среднем, по всем штатам уровень академических достижений детей на семейном обучении на 30-39% выше, чем уровень школьников, – рассказывает эксперт Павел Парфентьев.

В свою очередь, психолог-педагог Анна Донская отмечает недостатки нынешнего образования:

– Огромный минус – система оценок, которая отрицательно влияет на самооценку детей. Необходимо подбадривать и хвалить ребенка за то, что он стал лучше себя, вчерашнего. В классах не менее 30 учащихся, и учителю на каждого ребенка отводится только одна минута! Очень трудно даже талантливому учителю поддержать каждого.

Огромные объемы информации, которые надо осваивать школьникам с начальных классов, и подготовка к ЕГЭ – все это создает напряженную обстановку не только для детей и их родителей, но и для учителей. Требования к качеству знаний продолжают расти, при этом методики их получения не меняются в лучшую сторону. Глядя на счастливых детей, переведенных на семейное обучение, и их осознанных родителей, начинаешь понимать, что общая система образования должна быть гибкой и отвечать новым потребностям времени.

Смотрите также